Православный календарь (30 марта — 4 апреля)

Дорогие братья и сестры, предлагаем вашему вниманию рубрику «Православный календарь» газеты «Казачий Кругъ», которую ведёт старший священник нашего храма протоиерей Олег Кириченко.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

30 марта пятница

Прп. Алекси́я, человека Божия. Святой Алекси́й (конец IV века — начало V века) — один из наиболее почитаемых христианских святых, пример величайшего смирения. После долгих лет странничества он вернулся в родительский дом, где, выдав себя за нищего, неузнанный, жил до самой кончины в неустанных молитвах, терпеливо перенося скорби. С 1890 года святой Алекси́й является небесным покровителем Забайкальского казачьего войска.

Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца.

31 марта суббота

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря (Ин. 11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим.

Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Мчч. Трофима и Евкарпия. Прп. Анина монаха.

На трапезе разрешается вкушение рыбной икры.

1 апреля воскресенье

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим – один из 12-ти самых главных праздников церковного календаря. Праздник этот переходящий: всегда в воскресный день, предшествующей Пасхе. Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос, именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными, т.е. сознательными. Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также цветоносным Воскресеньем, Воскресеньем ваий и Вербным Воскресеньем. У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме.

Мчч. Хрисанфа и Дарии и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Прав. Софии, кн. Слуцкой. Прп. Симеона Псково-Печерского. Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Мч. Панхария. Прп. Вассы Псково-Печерской.

На трапезе разрешается рыба.

Страстная седмица

Эта неделя называется Страстной потому, что посвящена воспоминанию последних дней земной жизни нашего Спасителя, Его страданий («страстей»), смерти и погребения.

Издавна эти дни проходили в особенно строгом посте и глубокой молитве. Каждому из дней присваивается имя “Великого” (Великий понедельник, Великий вторник и т. д.) — по причине особой значимости тех воспоминаний, что совершаются в этот период Церковью.

2 апреля Великий Понедельник

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает в этот день иссушение бесплодной смоковницы.

Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных. Мц. Фотины (Светланы) самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора, нареченного Фотином, и Иосии.

3 апреля Великий Вторник

Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день притчу о 10 девах.

4 апреля Великая Среда

В среду Страстной седмицы вс

В этот день Церковь вспоминает Тайнупоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром.

5 апреля Великий Четвергю Вечерю — последнюю трапезу Господа Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви — Таинство Святого Причащения. В связи с особым воспоминанием Тайной вечери в этот день стремятся причаститься даже те христиане, кто сохраняет сложившуюся в синодальный период практику редкого причащения. В кафедральных соборах после Литургии совершается обряд «Умовения ног», напоминающий о том, что Христос на Тайной вечери умыл ноги апостолам. Как правило, его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам.

Вечером совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами. Это Последование 12 Евангелий. В храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа. Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода,- обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование.

По народным поверьям в этот день принято мыть и украшать жилище, красить яйца, печь куличи, купаться (отсюда «чистый четверг»).

Leave Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *