Рыцари православия

Интервью подготовлено при поддержке пресс службы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

В 2009 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл взял казачество под свое особое духовное водительство, а решением Священного Синода Русской православной Церкви 5 марта 2010 года был создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.

О том, как складываются взаимоотношения между Церковью и казачеством, рассказал председатель Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский Леонид Николаевич)

родился 5 августа 1963 года в городе Миассе (Челябинская область).

В 1963 году крещен в храме Святой Троицы города Миасса. В 1970 году поступил в среднюю школу г. Миасса. В 1981 году окончил школу рабочей молодежи в городе Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области.

С 1981 по 1983 год проходил службу в рядах Вооруженных Сил.

Образование:

1984-1988 гг. — Московская духовная семинария; Софийская духовная академия: Московская духовная академия.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года утвержден в должности наместника Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы..

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года назначен на Ставропольскую и Невинномысскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

Награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени, а также Патриаршими и архиерейскими грамотами.

— Владыка, каким видит Церковь современное казачество? Какова предыстория отношений, которые выстраиваются между Церковью и казаками сейчас?

— Взаимоотношения между Церковью и казачеством в наше время вышли на серьезную, плодотворную основу. Прошли те времена, когда над казаками лишь посмеивались, шутливо могли величать их «ряже­ными». Сегодня подобного взгляда на казачество может придерживаться лишь тот, кто либо вовсе не зна­ком с его историей и никогда не видел настоящих казаков, либо изначально в силу каких-то темных при­чин воспринимает его негативно. Мы работаем не с фольклорным казачеством, а с людьми, говорящими по делу и выполняющими свои обещания. Сегодня казачество — реальная сила, с которой стоит считать­ся. Но кому много дано, с того многое спросится. Церковь, прикладывая усилия для духовной поддержки возрождающегося казачества, ждет и от него ответственной помощи. От лозунгов и красивых слов необходимо перейти к делу: своим примером воспитывать детей, давать им духовное образование, строить экономически крепкие казачьи хозяйства, возводить храмы, поддерживать здоровый баланс отношений в обществе. Хочу подчеркнуть, что Церковь не приемлет расколов и разделений в казачьей среде. Люди, пытающиеся использовать разномыслие среди казаков для реализации своих властных амбиций, наносят вред и обществу, и государству. Поэтому Церковь всегда призывала и будет призывать казаков к единомыслию в духе братской любви и понимания.

Говоря о казачестве, мы всегда вспоминаем его историю. Меня очень интересует этот вопрос, и я постарался как можно глубже ознакомиться с ним. Вчитываясь в труды исследователей, узнаешь, что предками казаков вполне могли быть те тюркские народы, которые вышли из Китая, Монголии и Тибета и осели на огромной территории Дикого поля. Сегодня часть этих степных территорий от Дона, Астрахани, Волгограда вплоть до Кавказских гор, Днепра и Днестра занимает донское казачество. Когда и как казаки приняли христианство — неясно, но, скорее всего, ключевую роль в этом сыграли славяне, искавшие свободы на окраинах России. Здесь эти мужественные люди, которым постоянно приходилось отстаивать свою землю от набегов кочевников, строили свои поселения, ставшие со временем оградой и форпостом России, Польши и Украины. Дух свободы и бунтарства вошел в самую кровь и плоть казачества, недаром казаки участвовали во всех восстаниях, в том числе в бунтах Болотникова, Разина, Пугачева.

Давным-давно казаки воевали за Чингисхана, затем и против него — уже на стороне славян. Когда-то за деньги казаки были готовы служить и полякам, и татаро-монгольским ханам и московским князьям. Но в определенный момент главный вектор политических отношений, которые казачество выстраивало с внеш­ним миром, стал неуклонно направляться в сторону православной Руси. Во времена Ивана III и Ивана IV Грозного появляются определенные указы и соглашения между Московским государством и казачьими атаманами. В те годы с казачеством взаимодействовали так же, как с отдельными странами и государства­ми — через посольские приказы. Казаки все больше и больше входили в сферу Московского государства. Постепенно казачество стало органической частью Российской империи и русского народа, и контакты с ним стали осуществлять уже другие государственные структуры. Казаки по-прежнему служили за определенные деньги, но в то же время они жили по законам Российской империи, в состав которой вошли и территории, на которых они проживали. В дальнейшем свободные казачьи войска были преобразованы в регулярные, и стали частью Российской армии.

Бессмертную славу казачество стяжало, подчинив себя российским законам. Казаки на деле показали отличную подготовку, мощь и потрясающее бесстрашие. Казачата с ранних лет обучались военному делу, с малых лет садились на коня, во всем помогали взрослым.

Казаки всегда принимали на себя первый удар по империи, и государство Российское часто выставляло их на передовые рубежи. Именно они осваивали Сибирь, Дальний Восток, Север и Среднюю Азию. Своими походами казаки раздвинули границы России, так что эти страницы истории службы Отечеству воистину славны.

Сегодня казаки — нераздельная часть русского народа. Объявить нынешнее казачество отдельным этно­сом пытаются некоторые политики, в том числе и получающие деньги из-за рубежа, желающие нарушить единство нашего Отечества.

Антон Иванович Деникин в 1928 году после репрессий и Гражданской войны подобных сепаратистов называл не иначе как врагами России. «Такие идеи, как «кубанцы — это отдельная ветвь славянского племени» или «о самостоятельной казачьей нации», рождались у людей скорбноголовых и с продажной совестью, и не имели, и не могут иметь откликов в казачьей массе, сознающей себя по крови и до костей русскою», — писал он.

Более четырехсот лет казаки были служилым сословием Российской империи. Таковым они могут стать и сегодня, несмотря на разделение по реестровому и общественному признаку. Именно такая позиция по­зволит сплотить казачество, государство, Церковь и все наше общество.

— Казачество понесло страшные потери в годы революции 1917 года и Гражданской войны. Как возродить то, что было утрачено?

— Да, к сожалению, казачество, как и весь народ в целом, не обошли революционные соблазны. Вернув­шись из окопов Первой мировой войны, казачество в основном не поддержало революцию. Но казачьи ге­нералы не встали на защиту царя, хотя и могли приостановить смуту жесткой рукой. Казаки пытались остаться в стороне, надеясь, что события, происходящие в центре России, их не коснутся.

Безразличие и утрата веры обернулась трагедией. Что поделаешь: все общество было заражено богоборческими идеями и коммунистическим миражом царства небесного на земле, которое должно было возникнуть без всякой морали и труда. К чести казачества нужно отметить, что очень скоро оно распознало подлинное лицо большевиков. Не удержав своей земли, остатки казачества ушли за рубеж. Достойна особого внимания способность казачества к самоорганизации, благодаря которой они чувствовали себя на чужбине лучше, чем многие другие русские эмигранты. Казаки создавали артели, открывали храмы и в целом очень помогали друг другу.

Оставшиеся в России казаки попали под действие страшной директивы, известной как Постановление «О расказачивании» от 24 января 1919 года, принятого Оргбюро ЦК РКП (б). В нем, «учитывая опыт года гражданской войны с казачеством», предлагалось «признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления». Политикой отношения советской власти к казачеству стал «массовый террор». Речь также шла о конфискации хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, полном разоружении казаков и организованного «в спешном порядке» «массового переселения бедноты на казачьи земли». Вспоминая погибших, мы служим панихиды, свято чтим и не забываем эти скорбные даты. Много казаков полегло за правое дело.

Казачество в России начало возрождаться около двадцати лет назад, равно как и Церковь. В 90-е годы воз­никло много эфемерных и криминальных организаций, причислявших себя к казачеству, но сформиро­вались, скоординировались и здоровые силы.

В настоящее время казачество получило активную государственную поддержку. Принята Концепция госу­дарственной политики РФ в отношении российского казачества, создан и активно действует Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества под руководством Александра Беглова, приняты важные нормативные документы.

— Каковы перспективы казачьего служения в современной России?

— Сейчас складывается уникальная возможность привлечь самые лучшие силы казачества к участию в охране общественного порядка, охране наших границ и иной ответственной социальной деятельности. Для этого в еще 2005 году Президентом Российской Федерации был подписан закон о государственной службе казаков, входящих в особый государственный реестр. На сегодня в нашей стране в государствен­ный реестр казачьих обществ внесены 11 казачьих войск. Внесение в государственный реестр предполага­ет привлечение к государственной службе каждого казака данного казачьего войска. По сути, сейчас соз­дана вся законодательная база для участия казаков в борьбе с бандитизмом, в защите общественного порядка, в охране водных ресурсов, в охране границ и в наркоконтроле. Не хватает только координации, не хватает правильного отношения к казакам со стороны власти на местах.

Казаки могли бы внести очень большой вклад в охрану жизни и благополучия наших граждан, в со­блюдение гражданами законов Российской Федерации, в пресечении преступлений и т.д.

Нужно еще очень многое сделать для того, чтобы государство и народ поверили в казаков, чтобы они действительно стали реальной силой.

Государство предлагает казачеству участие в разных целевых программах — сельскохозяйственных, финансовых и других. При Президентском совете создано много профильных комиссий — по экономике, по социальной работе, по культуре, по взаимодействию с Русской православной Церковью. Таким об­разом, войскам дана прямая возможность через участие в комиссиях решать свои проблемы и вопросы. Се­годняшний набор инструментов для самостоятельного движения вперед у казачества очень и очень действенен.

— Владыка, вы являетесь членом Президентского Совета по делам казачества, руководите про­фильной комиссией Совета по взаимодействию с Русской православной Церковью, возглавляете Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности этого комитета.

— Православные казаки всегда отличались особенной преданностью своей вере, ибо она скрепляла казачество, пронизывала все сферы жизни казака и его общины. Православие привлекло казачество духовно-нравственным потенциалом, высотой этических заповедей, человеколюбием, милосердием, со­страданием, долготерпением и подвижничеством, то есть теми «плодами духовными, умножающимися в пользу» (Флп. 4,17), благодаря которым сохранялись и приумножались традиции благочестия и формиро­вался тот самобытный образ жизни казачества.

В годы насильственного атеизма казачество разделило судьбу Русской православной Церкви, пройдя путем скорби и забвения вместе с Церковью, и оно встало на путь возрождения в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века.

Основной целью данного Синодального учреждения в настоящее время является воцерковление каза­чества: распространение православного вероучения в казачьей среде, поддержка духовно-нравственного возрождения казачества и развитие его взаимоотношений с Русской православной Церковью.

Чтобы наладить это взаимодействие на всех уровнях, Синодальный комитет призван координировать и направлять деятельность казачьих духовников. Комитет активно сотрудничает со всеми епархиями Рус­ской православной Церкви, получает от них необходимую информацию и предложения по дальнейшей работе.

Комитет ведет диалог с войсковыми казачьими обществами, внесенными в реестр казачьих обществ Российской Федерации, и общественными объединениями казачества, а также с органами государ­ственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством.

Деятельность Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в образовательной сфере включает в себя проведение информационно-обучающих семинаров для атаманов и священников окружных (отдельских) казачьих обществ в Донском мужском монастыре. Комитет ведет разработку мето­дических пособий, сотрудничает с казачьими кадетскими корпусами. В рамках духовного воспитания уча­ствует в создании казачьего факультета в Российском православном институте Иоанна Богослова, реализует молодежные проекты и социальные программы, принимает участие в организации и проведении фольклорных казачьих фестивалей, ярмарок.

По решению Совета атаманов войсковых казачьих обществ Российской Федерации и благословению председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, казаки казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, поочередно несут паломническое служение в стенах Донского монастыря: поддерживают правопорядок, занимаются бла­гоустройством, знакомятся с практикой богослужения и т.п. В течение паломнического периода представители каждого казачьего войска живут и трудятся в обители, общаются с духовником, причащаются Святых Христовых Тайн.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году дню Донской иконы придан статус главного праздника честного православного казачества, а духовным центром казаче­ства стал Донской монастырь.

Церковь видит реальную возможность возрождения казачества и от всего сердца стремится помочь ему встать на ноги. Ведь настоящими казаки станут только тогда, когда наряду с государственной дисци­плиной и традиционным укладом они обретут и духовную основу своей жизни, ощутят себя православ­ными людьми. Церковь заботится об этом: в каждой епархии назначены священники, ответственные за ра­боту с казачеством, особое внимание ему уделяют правящие архиереи епархий, расположенных в казачьих регионах. Поэтому я хотел бы подчеркнуть, что на сегодняшний день решающее слово остается уже за самим казачеством. И особую роль в возрождении казачества, уверен, сыграет духовное образование.

— Нужно ли казакам духовное образование?

— Мне приходилось слышать возражения такого рода: «Казаку богословом быть незачем. Его дело — сражаться». Я категорически не согласен с такой односторонней позицией. В этом году в Российском православном институте святого Иоанна Богослова создано казачье отделение. Думаю, среди казаков найдется очень много желающих там учиться. Данный факультет будет-выпускать не богословов, а людей, хорошо разбирающихся в духовно-богословских вопросах. Кому-то из этих ребят предстоит стать руководителями, вести за собой сотни людей. Духовная грамотность руководителя — необходимость сегодняшнего дня. А знания христианских заповедей необходимы каждому человеку.

— На ваш взгляд, в чем заключается залог процветания России и правильной жизни казачества?

— Наше общее дело — устроение жизни казачества на основах Христовой правды. Оно — часть той духовной борьбы, которая не прекращается в мире со времен грехопадения первых людей. Занимаясь воцерковлением казачества, Церковь стремится дать людям возможность узнать подлинную красоту и счастье жизни в православии. Иным тогда станет лицо нашей земли, у народа появятся истинные ценности, а значит, по-другому он будет мыслить и жить.

Дай Бог вам, дорогие братья казаки, чтобы Господь помог нам по-настоящему понять, узнать и полюбить нашу Матерь-Церковь, чтобы в вашей душе горел огонь веры, ваши семьи были крепкими, а дети — чтили отцов и любили свою Родину.

Источник: volgapress.ru 

Оставить комментарий

Икона дня
Календарь
Архивы
Подписки
rss Подпишитесь на новости храма RSS, rss или на нашу рассылку на Яндексе.