Духовное попечение о казачестве

Тезисы Доклада заведующего Отделом по взаимодействию с казачеством протоиерея Олега Кириченко на епархиальном собрании  21.12.2011 г.

В прошлом году Патриархом Кириллом было принято решение принять под Патриаршее водительство казачество. Казачество – это сообщество, которое в качестве одной из своих неотъемлемых ценностей декларирует приверженность Православию. Однако, к прискорбию, в наше время некоторые казаки идут не в храм, а мимо храма. И потому нам предстоит большая работа по воцерковлению казаков, а также по координации сотрудничества Церкви и казачьих организаций. С этой целью Священным Синодом был образован Синодальный комитет РПЦ по взаимодействию с казачеством. Под его контролем должны быть священнослужители, назначенные окормлять казачьи общества. Институт священнослужителей, окормляющих казачьи формирования на территории Волгоградской области ещё необходимо формировать, пока он ещё в стадии формирования. Большинство казачьих духовников сводит свое взаимодействие с казаками к благословению казачьих кругов. Между тем духовники несут ответственность за воцерковление казаков.

 

Патриарх Кирилл: «Я считаю необходимым централизованное окормление Церковью казачьих войсковых объединений. На каждом казачьем кругу должен присутствовать пастырь, но не случайный пастырь, не приглашаемый по знакомству: понравился батюшка — и вот, он у нас будет пастырем, он будет нас благословлять. И появляется такой карманный священник в казачьем кругу. Неправильно это. Среди казаков должны быть только благословленные священноначалием священники, они должны иметь полномочия от своего правящего архиерея, а вся вертикаль церковной власти должна замыкаться на специальную службу в Москве при Патриархе, которая координировала бы работу духовенства в казачьих соединениях. Вот тогда, я думаю, у нас и по церковной линии будет порядок».

 

Эта служба создана и уже упоминалась мною, — называется она Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Её возглавляет член Высшего Церковного Совета, епископ Кирилл (Покровский).

 

Нам необходимо уточнить и дополнить список священников, уполномоченных осуществлять окормление тех или иных казачьих обществ. В Список необходимо включить следующую информацию: ФИО священнослужителя (обязательно ОТЧЕСТВО!), сан, день его рождения, его день Ангела, обязательно — электронную почту. Если у священнослужителя есть помощник, через которого он может держать связь с Синодальным комитетом, просьба дополнительно указать телефон и e-mail, помощника. Хочется обратить внимание на настоятельную просьбу Синодального комитета, указать помимо номеров телефона, ещё и электронные адреса казачьих духовников.

 

Синодальный Комитет настоятельно рекомендует, чтобы между приходами Русской Православной Церкви, окормляющими те или иные казачьи общества и этими самыми казачьими обществами, были заключены специальные договора о взаимодействии. Типовой Договор такой, Синодальным комитетом разработан и у нас имеется.

 

Хочу обратить ваше внимание на Типовой устав войскового казачьего общества, подписанный Президентом РФ. Вновь, я хотел бы отметить ряд важных пунктов, которые имеют к нам, священникам, прямое отношение.

 

По казачьим традициям, на кругах и сходах, всегда присутствовал священник. Однако во всех Уставах, которые были раньше (поскольку они одобрялись и подписывались представителями государства, органами его власти), пунктов про священников, про духовенство быть не могло. Это невозможно было для абсолютно светского государства переходного (от советской модели к нынешней) периода. И вот теперь удалось пройти через организационно-правовое Управление Президента, через Министерство юстиции и провести в Типовом уставе пункты, которые напрямую указывают на участие священнослужителей,  на участие Русской Православной Церкви, в деятельности казачьего общества и в проведении целого ряда важных мероприятий.

 

Вот, например, глава 5 Типового устава «Органы управления войскового казачьего общества». Здесь в пункте 35 так и говорится: «На открытие заседания  представительного органа казачьего общества приглашается уполномоченный представитель религиозной организации Русской Православной Церкви». Конкретно и четко! Но далее в Уставе будет ещё конкретнее и чётче: что без священника вообще невозможны никакие решения. Почему написано «уполномоченный представитель»? Почему не расшифровывается это понятие? Потому, что надо было как-то согласовать наши понятия со светскими понятиями в наших законах. Проще говоря, чтобы не звучало слово «священник» в документах, подписываемых Президентом светского государства.

 

Далее. Ещё один важный пункт из Типового устава: «Заседание представительного органа казачьего общества правомочно, если на нем присутствуют более двух третей выборных казаков, а также уполномоченный представитель религиозной организации Русской Православной Церкви». То есть получается, что Круг неправомочен, если на нем нет священника (!).

 

Идём дальше. Ещё один пункт. Он касается выборов атамана. «Кандидатами на должность атамана могут быть члены казачьих обществ, …получившие благословение уполномоченного представителя религиозной организации Русской Православной Церкви». Понимаете? Кандидаты утверждаются, а это необходимо делать специальной бумагой с подписью и печатью, это, как вы знаете, часто сопровождается скандалами, противоборством, т.е. это серьёзное мероприятие. Тут устное благословление не годится, тут нужно всё фиксировать письменно, чтобы было однозначное толкование. И надо понимать, что без этой официальной бумаги, без этого официального благословления никто не может быть избираем на должность атамана. Типовой такой листовки для благословления пока нет. Синодальный Комитет сейчас готовит её. Но это должен быть такой список кандидатов, где никто не выделяется и где все кандидаты разом, одним списком благословляются на выборы.

 

Ну, и дальше. Ещё пункт. «Избрание атамана может сопровождаться проведением религиозных обрядов уполномоченным представителем Русской Православной Церкви». Может. Не могли они написать, что «должно сопровождаться». Тяжело им всё это прописывать. И всё-таки, такого Устава, подписанного Президентом, нет ни в одной организации нашего государства. А в отношении казачества есть!

«Жалует царь, да не жалует псарь»:

Краеугольным и фундаментальным камнем казачества является вера.  Её никак не возможно не отображать в Уставе организации. Поэтому ни казаки, ни священнослужители не могут согласиться с имеющими место быть, утверждениями отдельных прокурорских работников на местах о том, что требование к казаку быть православным содержит нарушение законодательства о противодействии экстремизму. Более того, такая постановка вопроса в официальных документах органа, призванного надзирать за соблюдением закона, явным образом нарушает гарантированную Конституцией свободу совести и оскорбляет религиозные чувства верующих.

Духовники казачьих обществ должны настаивать на сохранении в уставах пунктов, где говорится о православии, Русской Православной Церкви, православном священнослужителе.

 

Следует отметить, что для проведения казачьих кругов (сходов), для принятии  присяги атаманами и членами казачьих обществ в храме, при освящении казачьих знамён, должны использоваться чинопоследования, разработанные Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. В электронном виде они у нас уже имеются.

 

Главное в деятельности казачьих священников, как уже говорилось, — духовно-просветительская работа, воцерковление казаков. Синодальным комитетом разработано специальное  методическое пособие, в котором заложены серьёзные пункты и направления работы.

Там имеется пункт «Критериальная база оценки». Критерии следующие: «Количество членов казачьего общества, регулярно посещающих Богослужения (в процентном отношении к общему их числу)»; «Количество венчаний (в % отношении к общему количеству заключенных браков)». Следующий: «Количество крещений (в % отношении к общему количеству рожденных детей)»; «Количество членов казачьего общества, регулярно совершающих Таинства исповеди и Святого Причащения (в % отношении к общему их числу»; «Количество совместных (казачье общество и приход) мероприятий» и другие…

 

Синодальным Комитетом предлагается провести мониторинг по всем этим процентам и критериям. И сколько посещает от общего числа — конкретно и пофамильно, и как регулярно, и как участвуют члены их семей — отдельной графой, и сколько венчанных, и сколько детей крещёных.

 

Тут, конечно же, задачи поставлены не только для священников, но и для помощников атамана, которые должны взаимодействовать с духовниками Священники не будут, да и не должны гоняться за каждым казаком и тянуть его в церковь. Священники должны требовать, чтобы казаки ходили в Храм, а помощник атамана или его заместитель, отвечающий за данную область деятельности, должны принимать меры и приводить казаков на службу. Именно помощники атаманов должны вести учет, подсчитывать проценты, а мы, священнослужители,  точно и объективно должны подтверждать все цифры мониторинга. По казачьей линии, сверху-вниз, в настоящее время идут рекомендации по  выборам (или назначению) таких вот помощников атаманов, ответственных за духовно-просветительскую деятельность в казачьей среде. И священники, окормляющие казачьи общества, должны проявить в этом вопросе безусловную заинтересованность.

 

Помощник атамана (а у казаков он может именоваться «товарищем» атамана, либо же значиться «заместителем атамана») конечно же, должен быть человеком церковным. Близким к батюшке. Чтобы они оба могли заниматься этой работой в полном объёме, на основе взаимопонимания, доверия и уважения. Повторяю, церковным! Чтобы он на службе всегда первым стоял. А если будет не такой, то, извините, какая тут может быть работа. В казачьих районах кстати, такой человек вполне может совмещать функции взаимодействия между приходом и казачьим обществом, с несением послушания скажем приходского миссионера или же социального педагога

 

Священнослужители не должны вмешиваться в какие-то внутренние казачьи дела, не должны выпячивать своё мнение по каждому вопросу. Самое важное,  что должны делать священнослужители, это обязательно говорить атаману (или начштаба или помощнику), если профанация происходит по церковной линии, если нарушаются положения основных документов церковных, а, главное, церковных норм. И такой работы у священнослужителей в казачьих обществах всегда будет достаточно.

 

Вот на этом я бы хотел закончить. Спасибо за внимание!

Оставить комментарий

Икона дня
Календарь
Архивы
Подписки
rss Подпишитесь на новости храма RSS, rss или на нашу рассылку на Яндексе.