Вид с Волги

История Иоанно-Предтеченской церкви неразрывно связана с прошлым нашего города, с жизнью царицан, с событиями, происходившими на волжских берегах в течение, по крайней мере, трёх с половиной веков. Имеется немало неясностей со временем возникновения храма, с его освящением, с первыми годами существования церкви.

Русская православная церковь с большим почтением относится к памяти пророка, Предтечи и Крестителя Господня  Иоанна, в церковном календаре его имя  упоминается  7  раз:  7/20  января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 24 февраля/9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, 25 мая/ 7 июня — третье обретение главы Крестителя и Предтечи Иоанна, 24 июня/ 7 июля — рождество  честнаго славного Пророка, Предтечи и  Крестителя  Господня  Иоанна, 29 августа/ 11 сентября — усекновения главы  Пророка,  Предтечи  и  Крестителя Господня Иоанна, 23 сентября/6 октября — зачатие честнаго  славного  Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 12/25 октября — перенесение в Гатчину десной руки Иоанна Крестителя. Поэтому неудивительно, что во многих русских городах строились храмы, посвящённые памяти Иоанна Предтечи. Такая церковь появилась и в Царицыне.

2 июля 1589 г., строительством деревянной церкви во имя св.Иоанна Предтечи, была заложена крепость «Царицын». Строилась церковь донскими (по другой версии, — астраханскими) казаками. Однако простояла она чуть более 10 лет. Пожар, случившийся вскоре, уничтожил многие деревянные строения нового города. Не пощадил он и Предтеченскую Церковь.

Волгоградская исследовательница В.В. Серебряная полагает, что деревянная церковь Иоанна Предтечи стояла в нашем городе уже в начале XVII века, её построил Мисюр

Город царицын на р. Волге

Соловцев по благословлению митрополита Савватия при восстановлении города в 1615 году (здесь какая-то ошибка: с 1615 по 1627 год на астраханской кафедре находился архиепископ Онуфрий; Савватий же правил епархией с 1683 по 1697 год). Она полагает, что именно этот храм изображён на рисунке Адама Олеария, проезжавшего через Царицын в 1636 году.

В 1615 г. Храм был восстановлен. Известны имена 6-ти строителей, рубивших деревянный храм. Это: Василий Агафонов, Дружина Иванов, Фома Степанов, Богдан Кузьмин, Обросим Клементьев, Иван Сеченов.

Церковь Иоанна Предтечи тесно связана с развитием монастырской жизни Царицына. В грамоте государю от 1653 года донские казаки упоминают городской Богородичный монастырь, посвященный Владимирской иконе Сретения Богоматери, в который они ходили на богомолье. Во второй половине XVII века он упраздняется из-за тесноты, и, видимо, на его базе в 60-х годах возникает женский Иоанно-Предтеченский монастырь, строителем которого с сентября 1652 года по апрель 1658 года числится старец Макарий. Возможно, в его правление и была построена в монастыре красивая церковь.

Чаще в источниках время основания Иоанно-Предтеченского храма относят к 1664 году. Саратовский исследователь XIX века С. Щеглов считает, что это произошло в 1665 году. Он обнаружил запись в клировой ведомости, в которой указано, что в Царицыне был Предтеченский девичий  монастырь с деревянными кельями для монашек.

В 1664 г. Иоанно-Предтеченская церковь была перестроена в каменную, став первым каменным сооружением Царицына. По мнению известных волгоградских краеведов, именно в Иоанно-Предтеченской церкви был во младенчестве крещён известный казачий бунтовщик Степан Разин. В Храме молились и разинские казаки после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 г. В этой обители молились казаки Степана Разина после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 года. После захвата ими крепости в 1670 году церковь продолжала исправно действовать, а некоторые лица духовного звания даже поддерживали восставших.

г. Царицын

Время упразднения монастыря неизвестно. В 1694 году он ещё существовал, царицынский протоиерей Илья пожертвовал в него Четьи-Минеи. В Иоанно-Предтеченском храме тогда служили один священник, один дьякон, два дьячка и один пономарь.

После захвата разинцами Царицынской крепости в 1670 г., церковь продолжала исправно действовать, а лица духовного звания даже поддерживали восставших, помогая им готовить известные подмётные письма.

Некоторые источники упоминаю крупные ремонтно-восстановительные работы произведенные в Храме в 1704 г.

Следующее упоминание о нём относится к 1700 году. По  грамоте митрополита астраханского и терского Сампсона воевода Протопопов тогда начал строить каменную церковь взамен ветхой  деревянной, стоявшей в девичьем монастыре. Строительство завершается в 1704 году, а храм был освящён, по мнению некоторых краеведов, в день рождения Ивана Грозного на помин его  души. Как известно, царь родился 25 августа 1530 года. Самым близким днём памяти Иоанна Крестителя к этой дате является 29 августа/ 11 сентября — Усекновение главы  Пророка,  Предтечи  и  Крестителя Господня Иоанна. Но храм мог быть освящён и в другой памятный день, о которых мы упоминали в начале этой главы.

В тот же день произошло ещё одно событие, отмеченное церковными хрониками. Из калмыцких улусов бежал юный калмычонок, который прибился к Царицыну и захотел здесь принять православную веру. Несмотря на то, что калмыцкий правитель Аюка-хан неодобрительно относился к крещению своих подданных, царицынский священник (возможно, это был Кондрат Иларионов, о котором речь будет ниже) крестил мальчика и оставил его при Предтеченской церкви.

Следующая страница истории храма связана с посещением царём Петром Первым 6 июня 1695 года по пути в Азовский поход против турок. Двигавшийся по Переволоке к Дону Петр распорядился освятить  новые паньшинскую и качалинскую церкви без сношения с митрополитом Астраханским Сампсоном, которому подчинялись наши земли в духовном отношении. Но царицынский архимандрит Антоний, получив этот приказ, «учинился силен и не поехал освящать церкви, так что пришлось взять его силой».

Воевода Голицын, скрыв факт отказа архимандрита от царя, просил митрополита не наказывать ослушника строго, на что тот дал согласие и ответил, что впредь Антоний не будет упорствовать. Построение и освящение двух церквей значительно увеличило миссионерскую деятельность Православия на Дону.

По преданию, в июне 1722 года Пётр I с женой Екатериной Алексеевной снова посетил храм по пути на войну с Персией, а в ноябре того же года звонница храма извещает о

Петр I

возвращении государя из похода. В это время, по мнению А.В. Материкина и В.В. Серебряной, приказом Петра к церкви был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла.

Это предположение было устойчивым в Царицыне. В адрес-календаре «Весь Царицын на 1902 год» говорится: «В трапезе храма находится придел во имя свв. апостолов Петра и Павла, вероятно, для зимнего времени. Предание говорит, что этот придел построен по приказанию императора Петра I по возвращению его из персидского похода в 1722 г.». Однако антиминс для него был освящён астраханским епископом Платоном почему-то только в 1799 году. Возможно, придел был перестроен и заново освящён.

По крайней мере, в 1741 году в церкви был какой-то придел, о чём упоминают «Ведомости о монастырях и монашествующих»: «Астраханской епархии города Царицына Ивановский Предтечев девичий монастырь внутри города Царицына имеющийся; в нём церковь одна, а в ней престолов два». Петропавловский придел располагался в пристройке в виде часовни. Эта пристройка с южной стороны храма обнаруживается на фортификационных планах Царицына. В середине XIX века здесь стоял трёхъярусный иконостас, выкрашенный голубой краской.

В церкви хранился напрестольный  крест с мощами Петра и Павла и надписью, на которой указаны  имена  святых апостолов  и дата: «7203 год».  С. Щеглов определяет, что святыня сделана в 1689 году, хотя правильно следует отнести её к 1694 или 1695 году. В Иоанно-Предтеченской церкви имелась и икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Как записано в документах, она была «в створках», что свидетельствует, что это был, вероятно, походный образ. На иконе обнаружены подписи художников из Казани  Евграфа, Василия и Иоанна, но дату разобрать было невозможно.

Находящаяся в церкви икона Иверской Богородицы была написана в 1665 году, того же года числилась и Смоленская икона Божией Матери. К числу ценных вещей относились четыре Евангелия, отпечатанные соответственно в 1677, 1685, 1697, 1698 годы.

В  трапезной храма также располагался весьма малый придел в честь Корсунской  иконы Богородицы, освящённый астраханским епископом Никифором в 1789 году. По имеющимся данным, его строительство завершилось в 1764 году, через сто лет после сооружения храма (по другим данным, в 1787 г.). Иконостас в приделе в середине XIX века был двухъярусным.

Реформа, предпринятая Петром в духовных делах, сильно задела и положение царицынских монастырей и храмов. Штат средней церкви тогда состоял лишь из священника, дьячка и пономаря. К концу XVII века Иоанно-Предтеченский монастырь беднеет, его игуменья и сестры довольствуются скудным жалованьем и подаянием. Тем не менее, он действует до середины XVIII века. В 1739 г. в нем пребывали: игуменья — 1, монахинь — 12, а из белых священно- и церковнослужителей: священник — 1, дьякон — 1, пономарь — 1.

«Ведомости о монастырях за 1739 год» сообщают, что в монастыре наличествует одна каменная церковь с двумя престолами, 10 настоятельских и монашеских келий. Последние сохранились до середины XIХ века, будучи крепкими постройками размером 42 х 10 метров. В 1741 году их населяли игуменья и 20 насельниц, по две в каждой келье.

К монастырю было приписано 52 приходских двора. По причине скудного содержания от казны епископ Астраханский и Ставропольский Илларион в 1741 году предлагает закрыть монастырь. Но событие это происходит лишь в 1755 году (по другим данным, в 1747 году). Часть монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, пожилые и больные доживает свои последние дни в Царицыне.

В конце XIХ века к церкви было приписано всего 837 жителей окрестных 178 царицынских дворов, в их числе казаки и сектанты. 15 ноября 1888 года при церкви снова открыли школу грамотности, для чего строят каменный одноэтажный дом правее главного входа от Царицы. Рядом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1894 году школу преобразовали в церковно-приходскую.

Очевидцы писали: «Рядом с церковью в небольшом доме, почти хижине, принадлежащем Предтеченской  церкви, находилась церковно-приходская школа…». Она содержалась за счёт трёх храмов (кроме Иоанно-Предтеченского, ещё Успенским собором и Троицкий церковью), но была удивительно бедной, чем вызывала удивление у приезжающих.

Между тем в храм давали пожертвования царицынские купцы и другие царицане. В 1895 году от купца Василия Высина поступили 1731 рубль 25 копеек, от купца Афанасия Новикова — 700 рублей, от мещанина Павла Лычёва — 221 рубль 90 копеек.

Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе в начале XX века был священник Павел Николаевич Венценосцев, а учительницей — Анна Михайловна Кузнецова.

Закладной камень

В 1907 году купец В. Рысин освобождается от звания попечителя этой школы. С 1911 года псаломщиком-дьяконом в храме пребывал Андрей Васильевич Кряжимский, заведовавший церковным архивом.

Иоанно-Предтеченская церковь считалась в Царицыне маленькой, в ней вмещалось одновременно всего 150  верующих. Очевидцы отмечали, что храм довольно тёмен. В нём пели достаточно стройно монахини Царицынского монастыря (вероятно, подворья Балашовского монастыря). В 1912 году к Предтеченскому храму было приписано 852 прихожанина, а также старообрядцы: 93 поморца, 5 австрийцев, 6 беглопоповцев.

Советская власть резко изменила историю храма. Его богослужебная утварь в 1922 году попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола, и сами иконы, и все имущество — вплоть до кованой ограды, которую изъяли по постановлению крайисполкома от 23 августа 1931 года за №509/823 как металлический лом и передали конторе «Металлолом».

В 1924 году в храме служат верные тихоновской Церкви протоиерей Павел Венценосцев, священник Мегарский. Обновленцы стараются отстранить их от богослужений.

27 февраля 1932 года власти решили закрыть церковь, назвав в качестве официальной причины опасность оползней. Договор аренды расторгается, а 3 (или 17) апреля 1932 года горсовет приказал пустить церковь на слом. На месте разрушенной святыни поставили деревянный ресторан, но его подвалы хранили память истории: они были сложены из золотоордынских кирпичей. В народе этот ресторан назывался «Шанхаем», так издавна именовались трущобы в крупных городах.

Во время Сталинградской битвы здесь сначала стояли наши пушки, а затем немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший контрнаступление советских войск на этом участке. В 1985 году при реконструкции ресторана «Маяк» был частично вскрыт фундамент храма.

С открытием Волгоградской епархии владыка Герман задался целью вернуть к жизни первый царицынский храм, сделав его символом возрождения Православия на волжских берегах. Он объявил дело воссоздания храма «народной стройкой». В этом почине помогали многие благотворители, но основную роль сыграл депутат Государственной думы, который и по сей день является ктитором церкви. Стройка осуществлялась под руководством С.Н. Васюковой (монахини Макарии).

Архиепископ Герман (Тимофеев)

10 сентября 1995 года произошла освящение закладного камня будущего храма. На Пасху 1996 года  открывается деревянная часовня в честь

Иверской иконы Божьей Матери, где в течении почти пяти лет совершал священническое служение иерей Олег Кириченко. Первым наместником

Е.П. Ищенко и протоиерей Олег Кириченко

Иоанно-Предтеченского прихода стал иерей Олег Викторович Кириченко. Он был назначен на эту должность в августе 1997 г. При нём началось и воссоздание первого Царицынского Храма, — Иоанно-Предтеченской церкви. Строительство церкви было объявлено Архиереем «народной стройкой». Деньги на её возведение собирались по всему городу. Однако основной и решающий вклад в воссоздание городской святыни был сделан депутатом Государственной Думы РФ Е.П.Ищенко. Весной 1998 года началось строительство церкви. К зиме 2001 года она была полностью отстроена. Первая служба состоялась в ней на Пасху 2001 года.

Настоятелем храма является сам Преосвященный Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, его наместником до августа 2001 года был

священник Олег Кириченко, который в январе 2003 года снова возвратился в Иоанно-Предтеченскую церковь.

В 2006 г. Иоанно-Предтеченский приход был преобразован в подворье Свято-Вознесенского женского монастыря города Дубовки (настоятельница, — игумения Анна (Ерофеева).

Светлое Христово Воскресение. 2018 г.

Leave Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *