История

Вид на храм с ВолгиИстория Иоанно-Предтеченской церкви неразрывно связана с прошлым нашего города, с жизнью царицан, с событиями, происходившими на волжских берегах в течение, по крайней мере, трёх с половиной веков. Имеется немало неясностей со временем возникновения храма, с его освящением, с первыми годами существования церкви.

Русская православная церковь с большим почтением относится к памяти пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в церковном календаре его имя упоминается 7 раз: 7/20 января - Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 24 февраля/9 марта - первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, 25 мая/ 7 июня - третье обретение главы Крестителя и Предтечи Иоанна, 24 июня/ 7 июля - рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа/ 11 сентября - усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 23 сентября/6 октября - зачатие честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 12/25 октября - перенесение в Гатчину десной руки Иоанна Крестителя. Поэтому неудивительно, что во многих русских городах строились храмы, посвящённые памяти Иоанна Предтечи. Такая церковь появилась и в Царицыне.

2 июля 1589 г., строительством деревянной церкви во имя св.Иоанна Предтечи, была заложена крепость «Царицын». Строилась церковь донскими (по другой версии, — астраханскими) казаками. Однако простояла она чуть более 10 лет. Пожар, случившийся вскоре, уничтожил многие деревянные строения нового города. Не пощадил он и Предтеченскую Церковь.

Волгоградская исследовательница В.В. Серебряная полагает, что деревянная церковь Иоанна Предтечи стояла в нашем городе уже в начале XVII Город Царицын на реке Волгавека, её построил Мисюр Соловцев по благословлению митрополита Савватия при восстановлении города в 1615 году (здесь какая-то ошибка: с 1615 по 1627 год на астраханской кафедре находился архиепископ Онуфрий; Савватий же правил епархией с 1683 по 1697 год). Она полагает, что именно этот храм изображён на рисунке Адама Олеария, проезжавшего через Царицын в 1636 году.

В 1615 г. Храм был восстановлен. Известны имена 6-ти строителей, рубивших деревянный храм. Это: Василий Агафонов, Дружина Иванов, Фома Степанов, Богдан Кузьмин, Обросим Клементьев, Иван Сеченов.

Церковь Иоанна Предтечи тесно связана с развитием монастырской жизни Царицына. В грамоте государю от 1653 года донские казаки упоминают городской Богородичный монастырь, посвященный Владимирской иконе Сретения Богоматери, в который они ходили на богомолье. Во второй половине XVII века он упраздняется из-за тесноты, и, видимо, на его базе в 60-х годах возникает женский Иоанно-Предтеченский монастырь, строителем которого с сентября 1652 года по апрель 1658 года числится старец Макарий. Возможно, в его правление и была построена в монастыре красивая церковь.

Чаще в источниках время основания Иоанно-Предтеченского храма относят к 1664 году. Саратовский исследователь XIX века С. Щеглов считает, что это произошло в 1665 году. Он обнаружил запись в клировой ведомости, в которой указано, что в Царицыне был Предтеченский девичий монастырь с деревянными кельями для монашек.

В 1664 г. Иоанно-Предтеченская церковь была перестроена в каменную, став первым каменным сооружением Царицына. По мнению известных волгоградских краеведов, именно в Иоанно-Предтеченской церкви был во младенчестве крещён известный казачий бунтовщик Степан Разин. В Храме молились и разинские казаки после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 г. В этой обители молились казаки Степана Разина после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 года. После захвата ими крепости в 1670 году церковь продолжала исправно действовать, а некоторые лица духовного звания даже поддерживали восставших.

Город ЦарицинВремя упразднения монастыря неизвестно. В 1694 году он ещё существовал, царицынский протоиерей Илья пожертвовал в него Четьи-Минеи. В Иоанно-Предтеченском храме тогда служили один священник, один дьякон, два дьячка и один пономарь.

После захвата разинцами Царицынской крепости в 1670 г., церковь продолжала исправно действовать, а лица духовного звания даже поддерживали восставших, помогая им готовить известные подмётные письма.

Некоторые источники упоминаю крупные ремонтно-восстановительные работы произведенные в Храме в 1704 г.

Следующее упоминание о нём относится к 1700 году. По грамоте митрополита астраханского и терского Сампсона воевода Протопопов тогда начал строить каменную церковь взамен ветхой деревянной, стоявшей в девичьем монастыре. Строительство завершается в 1704 году, а храм был освящён, по мнению некоторых краеведов, в день рождения Ивана Грозного на помин его души. Как известно, царь родился 25 августа 1530 года. Самым близким днём памяти Иоанна Крестителя к этой дате является 29 августа/ 11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Но храм мог быть освящён и в другой памятный день, о которых мы упоминали в начале этой главы.

В тот же день произошло ещё одно событие, отмеченное церковными хрониками. Из калмыцких улусов бежал юный калмычонок, который прибился к Царицыну и захотел здесь принять православную веру. Несмотря на то, что калмыцкий правитель Аюка-хан неодобрительно относился к крещению своих подданных, царицынский священник (возможно, это был Кондрат Иларионов, о котором речь будет ниже) крестил мальчика и оставил его при Предтеченской церкви.

Следующая страница истории храма связана с посещением царём Петром Первым 6 июня 1695 года по пути в Азовский поход против турок. Двигавшийся по Переволоке к Дону Петр распорядился освятить новые паньшинскую и качалинскую церкви без сношения с митрополитом Астраханским Сампсоном, которому подчинялись наши земли в духовном отношении. Но царицынский архимандрит Антоний, получив этот приказ, «учинился силен и не поехал освящать церкви, так что пришлось взять его силой».

Воевода Голицын, скрыв факт отказа архимандрита от царя, просил митрополита не наказывать ослушника строго, на что тот дал согласие и ответил, что впредь Антоний не будет упорствовать. Построение и освящение двух церквей значительно увеличило миссионерскую деятельность Православия на Дону.

По преданию, в июне 1722 года Пётр I с женой Екатериной Алексеевной снова посетил храм по пути на войну с Персией, а в ноябре того же года Петр I - первый Император Всероссийскийзвонница храма извещает о возвращении государя из похода. В это время, по мнению А.В. Материкина и В.В. Серебряной, приказом Петра к церкви был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла.

Это предположение было устойчивым в Царицыне. В адрес-календаре «Весь Царицын на 1902 год» говорится: «В трапезе храма находится придел во имя свв. апостолов Петра и Павла, вероятно, для зимнего времени. Предание говорит, что этот придел построен по приказанию императора Петра I по возвращению его из персидского похода в 1722 г.». Однако антиминс для него был освящён астраханским епископом Платоном почему-то только в 1799 году. Возможно, придел был перестроен и заново освящён.

По крайней мере, в 1741 году в церкви был какой-то придел, о чём упоминают «Ведомости о монастырях и монашествующих»: «Астраханской епархии города Царицына Ивановский Предтечев девичий монастырь внутри города Царицына имеющийся; в нём церковь одна, а в ней престолов два». Петропавловский придел располагался в пристройке в виде часовни. Эта пристройка с южной стороны храма обнаруживается на фортификационных планах Царицына. В середине XIX века здесь стоял трёхъярусный иконостас, выкрашенный голубой краской.

В церкви хранился напрестольный крест с мощами Петра и Павла и надписью, на которой указаны имена святых апостолов и дата: "7203 год". С. Щеглов определяет, что святыня сделана в 1689 году, хотя правильно следует отнести её к 1694 или 1695 году. В Иоанно-Предтеченской церкви имелась и икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Как записано в документах, она была «в створках», что свидетельствует, что это был, вероятно, походный образ. На иконе обнаружены подписи художников из Казани Евграфа, Василия и Иоанна, но дату разобрать было невозможно.

Находящаяся в церкви икона Иверской Богородицы была написана в 1665 году, того же года числилась и Смоленская икона Божией Матери. К числу ценных вещей относились четыре Евангелия, отпечатанные соответственно в 1677, 1685, 1697, 1698 годы.

В трапезной храма также располагался весьма малый придел в честь Корсунской иконы Богородицы, освящённый астраханским епископом Никифором в 1789 году. По имеющимся данным, его строительство завершилось в 1764 году, через сто лет после сооружения храма (по другим данным, в 1787 г.). Иконостас в приделе в середине XIX века был двухъярусным.

Реформа, предпринятая Петром в духовных делах, сильно задела и положение царицынских монастырей и храмов. Штат средней церкви тогда состоял лишь из священника, дьячка и пономаря. К концу XVII века Иоанно-Предтеченский монастырь беднеет, его игуменья и сестры довольствуются скудным жалованьем и подаянием. Тем не менее, он действует до середины XVIII века. В 1739 г. в нем пребывали: игуменья - 1, монахинь - 12, а из белых священно- и церковнослужителей: священник - 1, дьякон - 1, пономарь - 1.

«Ведомости о монастырях за 1739 год» сообщают, что в монастыре наличествует одна каменная церковь с двумя престолами, 10 настоятельских и монашеских келий. Последние сохранились до середины XIХ века, будучи крепкими постройками размером 42 х 10 метров. В 1741 году их населяли игуменья и 20 насельниц, по две в каждой келье.

К монастырю было приписано 52 приходских двора. По причине скудного содержания от казны епископ Астраханский и Ставропольский Илларион в 1741 году предлагает закрыть монастырь. Но событие это происходит лишь в 1755 году (по другим данным, в 1747 году). Часть монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, пожилые и больные доживает свои последние дни в Царицыне.

В конце XIХ века к церкви было приписано всего 837 жителей окрестных 178 царицынских дворов, в их числе казаки и сектанты. 15 ноября 1888 года при церкви снова открыли школу грамотности, для чего строят каменный одноэтажный дом правее главного входа от Царицы. Рядом находились деревянные дома священника и псаломщика. В 1894 году школу преобразовали в церковно-приходскую.

Очевидцы писали: «Рядом с церковью в небольшом доме, почти хижине, принадлежащем Предтеченской церкви, находилась церковно-приходская школа…». Она содержалась за счёт трёх храмов (кроме Иоанно-Предтеченского, ещё Успенским собором и Троицкий церковью), но была удивительно бедной, чем вызывала удивление у приезжающих.

Между тем в храм давали пожертвования царицынские купцы и другие царицане. В 1895 году от купца Василия Высина поступили 1731 рубль 25 копеек, от купца Афанасия Новикова - 700 рублей, от мещанина Павла Лычёва - 221 рубль 90 копеек.

Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе в начале XX века был священник Павел Николаевич Венценосцев, а учительницей - Анна Михайловна Кузнецова.

В 1907 году купец В. Рысин освобождается от звания попечителя этой школы. С 1911 года псаломщиком-дьяконом в храме пребывал Андрей Закладной каменьВасильевич Кряжимский, заведовавший церковным архивом.

Иоанно-Предтеченская церковь считалась в Царицыне маленькой, в ней вмещалось одновременно всего 150 верующих. Очевидцы отмечали, что храм довольно тёмен. В нём пели достаточно стройно монахини Царицынского монастыря (вероятно, подворья Балашовского монастыря). В 1912 году к Предтеченскому храму было приписано 852 прихожанина, а также старообрядцы: 93 поморца, 5 австрийцев, 6 беглопоповцев.

Советская власть резко изменила историю храма. Его богослужебная утварь в 1922 году попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола, и сами иконы, и все имущество - вплоть до кованой ограды, которую изъяли по постановлению крайисполкома от 23 августа 1931 года за №509/823 как металлический лом и передали конторе «Металлолом».

В 1924 году в храме служат верные тихоновской Церкви протоиерей Павел Венценосцев, священник Мегарский. Обновленцы стараются отстранить их от богослужений.

27 февраля 1932 года власти решили закрыть церковь, назвав в качестве официальной причины опасность оползней. Договор аренды расторгается, а 3 (или 17) апреля 1932 года горсовет приказал пустить церковь на слом. На месте разрушенной святыни поставили деревянный ресторан, но его подвалы хранили память истории: они были сложены из золотоордынских кирпичей. В народе этот ресторан назывался «Шанхаем», так издавна именовались трущобы в крупных городах.

Во время Сталинградской битвы здесь сначала стояли наши пушки, а затем немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший контрнаступление советских войск на этом участке. В 1985 году при реконструкции ресторана «Маяк» был частично вскрыт фундамент храма.

Архиепископ Герман (Тимофеев)С открытием Волгоградской епархии владыка Герман задался целью вернуть к жизни первый царицынский храм, сделав его символом возрождения Православия на волжских берегах. Он объявил дело воссоздания храма «народной стройкой». В этом почине помогали многие благотворители, но основную роль сыграл депутат Государственной думы, который и по сей день является ктитором церкви. Стройка осуществлялась под руководством С.Н. Васюковой (монахини Макарии).

10 сентября 1995 года произошла освящение закладного камня будущего храма. На Пасху 1996 года открывается деревянная часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери, где в течении почти пяти лет совершал священническое служение иерей Олег Кириченко. Первым наместником Иоанно-Предтеченского прихода стал иерей Олег Викторович Кириченко. Он был назначен на эту должность в августе 1997 г. При нём началось и воссоздание первого Царицынского Храма, — Иоанно-Предтеченской церкви. Строительство церкви было объявлено Архиереем «народной стройкой». Деньги на её возведение собирались по всему городу. Однако основной и решающий вклад в воссоздание городской святыни был сделан депутатом Государственной Думы РФ Е.П.Ищенко. Весной 1998 года началось строительство церкви. К зиме 2001 года она была полностью отстроена. Первая служба состоялась в ней на Пасху 2001 года.

Настоятелем храма является игумения Анна (Ерофеева) - в 2006 г. Иоанно-Предтеченский приход был преобразован в подворье Свято-Вознесенского женского монастыря города Дубовки.

×